fbpx

 Мы подбираем персонал в рестораны с 2011 года.

Все что вам нужно есть у нас!

RABOTARESTORAN - все о работе и карьере в ресторанах

Top

RABOTARESTORAN

  >  Блог   >  Юридические аспекты поведения предпринимателя в условиях непреодолимой силы

Юридические аспекты поведения предпринимателя в условиях непреодолимой силы

31 марта 2020 года состоялся прямой эфир  Олимпиады Знаменской – члена экспертного совета ФРиО, Директора департамента ФРИО по развитию гостиничного бизнеса на тему «Юридические аспекты поведения предпринимателя в условиях непреодолимой силы».

Правительство РФ определило 22 отрасли, которым в первую очередь будет выделена поддержка для преодоления последствий кризиса. Гостиничная отрасль и сфера общественного питания вошли в этот перечень. Основные меры поддержки уже вступили в силу. Но пакет мер дополняется и отрасль ждет конкретных разъяснений и точной информации: какую конкретно помощь, кто и каким образом сможет получить. При этом предпринимателям сейчас особенно важно действовать грамотно и в правовом поле.

Особое внимание — юридическим нюансам

Например, есть адресная поддержка гостиничной индустрии, в которой ссылаются на ОКВЭД 55 (включая все классы без ограничений). Таким образом, если у гостиницы данный код включен лишь в общий перечень, но не является основным, то такой отель/гостиница не сможет попасть под определенные меры поддержки. Необходимо учитывать подобные нюансы.

Безусловно, самые болезненные вопросы для ресторанного и гостиничного бизнеса  сегодня — это аренда и взаимоотношение с контрагентами, а также выплата зарплат сотрудникам. Давайте попробуем разобраться.

Необходимо учитывать все нормативные акты, действующие в вашем регионе. Например, в Псковской, Ростовской областях, Краснодарском крае и некоторых других регионах  все гостиницы закрыты по распоряжению губернаторов. В свою очередь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске нет указаний о приостановлении действий гостиниц и если они закрываются из-за фактического отсутствия гостей, то это внутренние решения. В последнем случае говорить о наступлении обстоятельств непреодолимой силы для отелей можно только с точки зрения эмоций. В данный момент органами власти не введены общие для всех карантинные меры на федеральном уровне, локальное введение режима повышенной готовности и ограничений, позволяет предпринимателям ссылаться на эти обстоятельства в индивидуальном переговорном досудебном порядке с учетом их вида деятельности, а также готовить позицию для возможных будущих судебных процессов.

Нужно установить диалог

Ситуация с арендой непростая и поэтому необходимо в кратчайшие сроки выйти на диалог с арендодателем. В этой «пищевой цепочке» особое место занимает государство, которому все мы платим налоги. Важное звено — банки, по отношению к которым предприниматели должны обязан выплачивать кредиты. Необходимо об этом помнить и не полагаться на то, что всё решиться как-то само собой или по указке сверху. Помните, не вы одни столкнулись с проблемой отсутствия необходимых денежных средств для исполнения обязательств. В первую очередь при наступлении сложившихся форс-мажорных обстоятельств необходимо отправить уведомление своему контрагенту. В письменном виде сообщите вашему арендодателю, что для вас наступили обстоятельства непреодолимой силы или существенного изменились обстоятельства или в целом для вас стало невозможным исполнить договор. Не злоупотребляйте своим правом, но и не молчите. Ситуация, которая сложилась сегодня автоматически не освобождает вас от исполнения обязательств или от ответственности за их неисполнение. Необходимо доказать и показать причинно-следственную связь между наступлением такого обстоятельства (пандемия, режим повышенной готовности, ограничительные меры) и, например, объективной невозможностью исполнения вами обязательства, например, в виду имеющихся актов органов власти (например, закрытие торговых центров, ресторанов, кафе, баров и т.д.). В уведомлении предлагайте пути решения. Возможно, вы решили «заморозить» договор аренды ресторана по объективным причинам, т.к у вас закрыт доступ в помещение и нет возможности пользоваться арендуемым имуществом, а значит будет разумно в этот период не платить арендную плату. В случае успеха в диалоге с контрагентом необходимо зафиксировать ваши новые договоренности в дополнительных соглашениях или переписке по официальным электронным адресам, на бланке организаций с подписью уполномоченного лица (в режиме самоизоляции, пока нет возможности подписать соглашение лично).

Когда не получается договориться

Когда ваш контрагент не вступает в диалог остается еще один инструмент —  это судебный процесс. В таком случае вам придется еще более тщательно отслеживать и фиксировать все ваши действия и уведомления, собирать и  направлять контрагенту доказательства. Например, уведомить своего арендодателя, что прекращаете платить арендную плату и расторгаете договор, ссылаясь на соответствующие статьи ГК РФ.

Письмо ВОЗ о признании мировой пандемии, указ президента РФ о нерабочих днях в и другие официальные распоряжения и документы  всех наводят на мысль о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, но форс-мажор избавляет вас лишь только от ответственности за неисполнение обязательств (штрафных санкций), и не освобождает вас от исполнения обязательств по договору. Это надо помнить. Отсутствие прибыли не является основанием для  неоплаты арендной платы или невыплаты зарплат сотрудникам. Это ваши предпринимательские риски.

Необходимо собрать доказательства для арендодателя, что в данных условиях вы не имели возможности выполнить свои обязательства. Как аргументы вы можете привести соответсвующие акты органов власти, письма Роспотребнадзора и т.д. с учетом вашего региона, статистические сведения и динамику о загрузке вашего отеля и других сходных с вашим, средств размещения (соседних отелей), находящихся в той же локации. Сослаться и предоставить документ с Booking, что у вас нет бронирований и отсутствуют в связи с этим деньги на счету, нельзя, т.к. это ваш предпринимательский риск. А собрать доказательства, о том что никакой аналогичный отель, осуществляющий аналогичную с вами деятельность  не смог бы избежать наступления этого обстоятельства (пандемии, ограничительных мер) или его последствий – это верный путь.

В переговорном процессе и в сложившейся ситуации юристы должны определить правильный путь для защиты вашего права и те статьи Гражданского кодекса (например, ст. 401 , ст. 416, ст. 417, ст. 451  ГК РФ), которые наиболее подходят вашей сложившейся ситуации.

Нужно ли платить зарплату сотрудникам, если у организации нет прибыли?

Трудовое отношения относятся к публичному праву и в этой цепочке есть несколько субъектов: государство (властный и надзорный орган), работодатель и работник. В отличии от частных гражданско-правовых отношений вы не можете договором изменить условия работы сотрудника, даже получиться  с ним самим договориться, если такие условия прямо запрещены Трудовым кодексом РФ. Все трудовые отношения императивно (обязательно к исполнению), за некоторым исключением, закреплены в Трудовом кодексе РФ. В случае нарушения ТК РФ у работодателя будут серьезные штрафы.

Например, у вас доверительные отношения с вашим работником и, войдя в ваше положение, работник может согласиться взять отпуск за свой счет или уволиться по собственному желанию. Но это все очень индивидуально и возможно только с согласия самого работника. Во всех остальных случаях вам, как работодателю, необходимо руководствоваться ТК РФ и действовать по обстановке, проанализировав ситуацию с вашим юристом и бухгалтером. Например, завершилась нерабочая неделя, но ваш торговый центр и ресторан по-прежнему закрыты и ваши сотрудники не имеют возможности приступить к своей работе. Это вынужденный простой по независящим от воли сторон обстоятельствам (та же непреодолимая сила). Но и в этом случае работодатель выплачивает минимум установленный ТК РФ и обязательно вовремя делает все внутренние приказы и распоряжения (ст. 157 ТК РФ «Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя»). Сокращение штата также влечет определенные выплаты для работодателя, что может быть даже более затратно, чем сохранить рабочее место сотрудника. Любые принятые вами решения должны быть взвешены и не нарушать прав работников. Анализируйте ситуацию с юристом и бухгалтером вашего предприятия.

Отель — зона особого юридического внимания

В отелях и гостиницах стали появляться бронирования «на самоизоляцию». Есть категория людей, которые хотят самоизолироваться, чтобы не проживать с родственниками прибывающими из «опасных зон» в одном помещении. Некоторые компании, в частности логистические, бронируют в гостиницах для своих сотрудников номера для работы в условиях самоизоляции. Ряд гостиниц быстро перестроились и предлагают такие пакеты.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 27.03.2020 года все гостиницы на курортах федерального и регионального значения, а также пансионаты, дома отдыха, санатории, детские лагеря должны приостановить до 1 июня 2020 г. прием и размещения гостей. Выселение заехавших гостей не требуется. В порядке исключения, проживать в таких гостиницах могут гости, находящиеся в служебных командировках. Таким гостям необходимо предоставить приказ о направлении в командировку. Гостиницы должны хранить копии таких документов и в случае проверки гостиниц и  постояльцев соответствующими органами, в частности органами МВД, быть готовыми их предъявить.

В настоящий момент от комитетов и департаментов поступают запросы в гостиницы. Готовы ли они разместить врачей или обсервацию. Отельерам необходимо изучить требования Письма Роспотребнадзора от 11.02.2020 N 02/2037-2020-32 «О направлении временных рекомендаций по организации работы обсерватора». Это необходимо для того, чтобы ваш отклик был максимально полезен и вы понимали, что сможете обеспечить основные условия под размещение обсерватора.

Для размещения врачей условия размещения и питания менее жесткие, но необходимо понимать всю серьезность ситуации и ответственность, а также проконсультироваться на предмет того, как вы сможете надлежащим образом обеспечить врачам необходимые условия. В такие требования могут попасть и отдельный этаж, лестница или лифт, чтобы максимально избежать контакта ваших гостей и работников с территорией, выделенной для врачей. Данными вопросами в настоящий момент занимаются Минздрав, Минэкономразвития и ФМБА. Медиков могут начать изолировать во внерабочее время для сдерживания распространения коронавируса. Меры по изоляции медиков министерства и ФМБА должны разработать до 2 апреля 2020 года.

Оказавшись в одной лодке, важно доплыть до берега

Возвращаясь к началу эфира, необходимо подчеркнуть и напомнить, что мы все находимся в примерно одинаковой ситуации со своими партнерами/контрагентами и, «воюя с пандемией», нам понадобится много сил и оптимизма, которые глупо растрачивать на конфликты между собой. В первую очередь надо постараться вести диалог, руководствуясь главными общечеловеческими и законодательными принципами — добросовестности и разумности. В сложившейся ситуации попытка соблюсти только свои интересы может привести к очень тяжелым и катастрофическим последствиям не только для одного конкретного предприятия, но и для многих контрагентов, связанным с ним. Поэтому крайне важно сейчас не злоупотреблять своим правом, обратиться к грамотными юристам-переговорщикам и в случае накала обстановки обратиться в первую очередь к медиаторам, нежели в судебные органы.

Федерация Рестораторов и Отельеров России обладает всеми этими ресурсами. Запущен проект «Медиация для сферы гостеприимства». В наше сообщество входят опытные юристы ведущих вузов России.

Федерация Рестораторов и Отельеров России на федеральном уровне отстаивает и защищает интересы бизнеса в индустрии гостеприимства с 1996 г., к нам присоединяются не только рестораны и отели, но и компании, поставщики услуг, которые также прилагают усилия и вносят существенный вклад в развитие индустрии. Мы приглашаем в свои ряды активных предпринимателей и всех тех, кому небезразлично будущее ресторанного и гостиничного бизнеса, поскольку, только сообща мы сможем добиться развития индустрии гостеприимства России по пути совпадения интересов государства и бизнеса. Вместе мы сможем добиться намного большего, чем поодиночке.

Членов Федерации мы консультируем в первоочередном порядке.

Вся информация и все официальные нормативные акты в открытом доступе.

Подписывайтесь на все каналы — https://taplink.cc/frio_russia

×

Здравствуйте!

Вы ищете работу или сотрудника в ресторан или в частный дом? Напишите нам в WhatsApp или отправьте нам сообщение на hr@rabotarestoran.ru

× Вы ищете работу?
You don't have permission to register